Подъем на гору Мусса-Ачитара

  

Трудно себе представить экскурсию на Домбай без  подъема на склон горы Мусса-Ачитара по канатной дороге.  С высоты птичьего полёта осмотреть всё великолепие, которое будет окружать вас на протяжении вашего отдыха.

Вид на гору Мусса-Ачитара с четвертой очереди канатной дороги

География

Высота — 3012 м. (Контур по изогипсе 2700 м.)

Южная часть склона отделяется долиной от Большого горного хребта до водораздела. Широкий обзор открывается с «Мусса-Ачитарского» хребта. Видны ледники, раскинувшиеся на Главном хребте, пики вершин, вдалеке виден Эльбрус. Хорошо видна цепь верховий Кубани. Обозреваются Гоначхирская впадина и впадины Теберды. 

Происхождение названия

Название горы – Мусса-Ачитара – переводится на русский как «плач Муссы». У коренных жителей Домбая есть легенда о том, что жил когда-то в этих горах вор Мусса. Он воровал скот и переправлял его в другие аулы на продажу. 

Однажды Мусса украл огромное стадо, которое хотел перевести на противоположную сторону горы. Но спустя некоторое время вор увидел, что подъем, по которому он гнал скот, резко обрывается вниз. Вперед путь был отрезан, назад он тоже не мог вернуться. Тогда Мусса сел и горько заплакал. История незадачливого вора и дала название вершине.

Канатные дороги

Схема канатных дорог Домбая

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

Кресельная канатная дорога

Пять очередей кресельной канатной дороги поднимут вас на высоту 3002 метра над уровнем моря, откуда открывается захватывающая дух панорама заснеженных вершин, сверкающих на солнце ледников, бурных, стремительных рек и звенящих водопадов.

Кресельная канатная дорога

— Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ.

— Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса-Ачитара.

— Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги. Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. — уровень гостиницы Пик Ине) — нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй — плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания.

— Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги — ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров — поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины горы. Длина трассы здесь около 1 км. В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель — прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака.

— Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 — 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона. Осенью 2002 года на станцию завезли дизель — резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих — штатно и безопасно.

Маятниковая Канатная Дорога (1630—2260 метров)

Маятниковая канатная дорога. Домбай.

Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути — 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, в 50 метрах от гостиницы Арючат.

Новый комплекс канатных дорог

Новый комплекс канатных дорог возводился в период с 2004 по 2008 года. Он представляет собой современный комплекс от европейского производителя и состоит из 3 очередей:

1-я очередь «Домбай-1» 8-ми местная гондольного типа (1590-2277 м)
Кабины Гондольной дороги комфортабельны, с карманами для лыж, удобными сиденьями и автоматически открываемыми и закрываемыми дверями.

Кабина гондольной дороги. Домбай

2-я очередь «Домбай-2» 6-ти местная кресельная (2277-3008 м)
Протяженность — 2182 м. Перепад высот — 731 м.

3-я очередь «Домбай-3» 4-х местная кресельная (3008-3168 м.)
Протяженность — 661 м. Перепад высот — 160 м.

Гостиница «Тарелка»

Гостиница «Тарелка»

Здесь же вы сможете увидеть одно из самых уникальных строений в поселке Домбай — гостиницу «Тарелка», которую финские архитекторы подарили правительству России в знак дружбы в 1969 году. Эта конструкция, не имеющая аналогов в своем роде, считается памятником архитектуры 20 века, и ее копия хранится в музее в Дюссельдорфе.

Транспортирование гостиницы «Тарелка» на Домбай

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа — вываливалась вниз. Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем — спорны.

Панорама Главного Кавказского хребта

Панорама Главного Кавказского хребта, которая открывается со склонов Мусса-Ачитара завораживает и восхищает.

Вид на Эльбрус с 5-го уровня

Величественные 4-х тысячники и, конечно, гора Эльбрус «в белой папахе» — это то ради чего  стоит подняться на смотровую площадку 6-го уровня канатных дорог.

Панорама главного Кавказского хребта