Древние храмы на территории Северного Кавказа

Рядом с поселком Домбай, где расположен клуб «Арючат»   находятся самые древние на территории России храмы.  Они были построены еще в раннем Средневековье. Большинство строений, дошедших до наших дней, возводились  в  X–XII веках. Это был  пик развития Византийской империи, под влиянием которой в те времена находилась Алания. 

Краткая история христианства в Алании

Ала́ны  — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье. 

В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

В 372 г. аланы потерпели поражение от гуннов, после чего часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов, а другая часть , вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Среднего Терека на севере. 

Первые признаки христианства среди прикавказских алан относятся к VII—VIII векам. Целенаправленная просветительская деятельность среди алан началась в начале X века, при патриархе Николае Мистике. Официальное принятие христианства аланами относится к периоду 912—916 годам. В это же время возникает Аланская архиепископия, которая уже в конце X века в нотициях упоминается уже как митрополия. Однако христианство алан носило синкретический, смешанный с язычеством характер.

Сентинский храм

Сентинский храм является одним из пяти самых древних храмов Х века на территории Российской Федерации. 

Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе. На стенах сохранились следы фресок XI века. Длина здания без апсиды составляет 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола — 10 м.

Во второй половине XIX века возле храма был построен православный женский Спасско-Преображенский монастырь, разрушенный в годы советской власти. Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму.

Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.

Шоанинский храм

Шаонинский храм — православный собор, возведённый в первой половине X века, расположенный на юго-восточном отроге горы Шоана на левом берегу Кубани, в окрестностях села имени Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевска.

Выполнен в византийской архитектурной традиции. Представляет в плане трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими подпружную арку и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м, высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м.

В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после длительных безуспешных обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора — без ведома администрации Карачаево-Черкесского музея-заповедника, на балансе которого находятся все пять сохранившихся купольных аланских храмов. При этом грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Все эти артефакты никак не зафиксированы и могут быть утрачены.